Культура кубанского казачества

Лекция

Культура кубанского казачества

Разработала Юсупова Ж.А.

  1. Духовное наследие кубанского казачества Семейные праздники и обрядыХозяйственное благополучие молодых День свадьбы Годовой круг календарных праздников у кубанских казаков Казачьи песни Кубанские пословицы и поговоркиОдежда казаков Традиционный женский костюм

Духовное наследие кубанского казачества Семейные праздники и обряды. Хозяйственное благополучие молодых.  День свадьбы Годовой круг календарных праздников у кубанских казаков.  Казачьи песни Кубанские пословицы и поговорки Одежда казаков Традиционный женский костюм

1.Культура кубанского казачества

Разнообразием и богатством отличалась традиционная народная культура Кубани второй половины XIX начала XX века. Ёё своеобразие проявилось в устройстве поселений и жилищ, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах и во многом другом.
Духовное наследие кубанского казачества было самобытным и оригинальным. Оно совмещало южнорусскую и украинскую традиции. Характеризуя кубанских казаков, дореволюционные источники сообщали: «Отличаются трудолюбием, честностью, общительностью, но лучшая черта у них — радушие в принятии странных»; «характера преимущественно тихого и доброго, склонны более к храбрости в военных действиях и джигитовке».

Все заметные события духовной жизни кубанских казаков были так или иначе связаны с православной верой. Напутственным молебном кубанцев провожали на службу и благодарственным — встречали. Екатеринодарские храмы были полны таких даров. Православие делило календарное время на трудовое и празднично-ритуальное, определяя тем самым ритм жизни. «Знают (казаки) о происхождении религии от Иисуса Христа, — говорилось в одном из старых документов. — Некоторые знают о Вселенских соборах. Многие понимают и знают значение Вечерни, Утрени и Литургии. Прекрасно и со вниманием читают молитвы не только пожилые, но и малолетки, как, например: Царю небесный, Отче наш, Верую и Помилую мя, Боже, и прочее».

Хранителем обычаев выступали старики. Не занимая никаких официальных должностей, они всегда играли огромную роль в формировании общественного мнения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, при них казаки строевых возрастов стояли по стойке «смирно», нестроевых возрастов и без формы — сняв шапки. К старшим обращались только «на вы». Благодаря устной традиции передач информации от деда к отцу, от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру. Также поступали казаки, когда хотели сохранить память о каком-нибудь знаменательном событии своей истории. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия, проходившие в Екатеринодаре, непременно приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, по два — три человека от каждого, с тем чтобы эти события были запечатлены в их детском сознании. Со временем эти мальчишки становились отцами и передавали всё увиденное своим детям. Те впоследствии доносили услышанное до своих детей. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей истории и культуры.
^ Семейные праздники и обряды имели большое общественное значение и служили своего рода демонстрацией того, как семья выполняет свои обязанности перед казачьей общиной. Большинство свадеб справляли осенью, после окончания жатвы. Казак старался сам себе отыскать невесту — ровню по социальному и материальному положении. Но до революции без воли родителей женились редко. Перед тем как начать сватовство, интересовались материальным достатком и репутацией семьи невесты, возрастом и трудолюбием невесты. Один из современников писал, что родители «по косточкам разберут будущую родню: восходящую до прадедушки с бабушкой и боковую до троюродной тётки и дяди, не только в нравственном, но и в физическом отношении». Юношу старались женить до военной службы, в возрасте 18-19 лет, девушек выдавали замуж в 17-18 лет. Сватовство было длительной и сложной процедурой, служило основным испытанием для жениха. Поэтому в «старосты» (сваты) жених старался взять человека побойчее, поязыкастее. «Старосты» шли к дому невесты вечером, стараясь не привлекать внимание, чтобы «не сглазили». Но обычно всей улице уже было известно, куда они идут. После положительного ответа родителей девушка разрезала принесённый сватами каравай хлеба, символически отделяя себя от родной семьи. Родители при этом говорили: «Тэпэрь ты, дочка, ны наша. Будэтэ приходыть к нам тико в гости». Возвращались сваты не таясь, громко распевая песни, чтобы все знали что сватовство удалось.

Хозяйственное благополучие молодых было едва ли не главной заботой старшего поколения. Поэтому, не полагаясь на слово сватов и родни жениха, родители невесты ходили на «разглядины»: своими глазами посмотреть на дом жениха и решить, хорошо ли в нём будет новой хозяйке. Самыми насыщёнными перед свадьбой были последние 3-4 дня. Но здесь не было беготни, суеты, нервного напряжения. Веками было отшлифовано время совершения того или иного обряда: в среду-четверг пекли свадебные хлебы, в пятницу невеста со старшей дружкой, обычно лучшей подругой, шла приглашать гостей на свадьбу, в субботу устраивалось «вэчэрэнка». Предсвадебный день также определялся обычаем нести жениху сшитую невестой рубашку, которую придирчиво осматривали мать и сёстры жениха. Это был как бы последней хозяйственный экзамен будущей жене.

День свадьбы начинался, едва занималась заря. Сидя возле окна, девушка причитала, оплакивая свою девичью жизнь. Дружки начинали готовить невесту к приезду жениха, «плоили» волосы, выпуская на лоб мелкие кудри, заплетали косу, покрывали волосы фатой. Невесту наряжали в «парочку» — юбку и кофту светлых тонов, с мелким рисунком — либо в розовое, голубое или бежевое платье. Все приготовления заканчивались, когда за окном слышались выстрелы, топот коней, звон колокольчиков и во двор въезжали всадники в казачьей форме и тройки, украшенные лентами и цветами. Начиналось одно из самых напряжённых свадебных представлений — выкуп невесты. Затем невесту благословляли иконой и хлебом, дружок связывал руки жениха и невесты платочком и выводил их за ворота к повозке — ехать к венцу. И в церкви во время венчания надо было не забыть соблюсти обычай.

После венчания вся свадьба направлялась в дом жениха, где гостей ждали накрытые столы. Заслышав издалека звон бубенцов, мать и отец жениха с хлебом-солью и иконой выходили на порог. После того как молодых осыпали конфетами, хмелем и мелкими деньгами, которые тут же бросались ловить и подбирать ребятишки все присутствующие, они становились на вывернутую мехом наружу шубу и принимали от родителей хлеб-соль. Благословив их, отец с матерью

По обычаю свадебный стол накрывался в двух комнатах — у жениха и невесты. За ним могли присутствовать только женатые люди. Сначала подавали пирожки с творогом, которые ели, макая в сметану, затем появлялись борщ, лапша, жареное или тушёное мясо, молочные каши и пироги. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было связано не только со старанием, с которым казачки готовили еду, но и с различными кулинарными приёмами, среди которых выделялось умение делать зажарку. Некоторые и вовсе обходились без неё, другие на подсолнечном масле пережаривали лук, морковь и свеклу. Борщ варили со свежей и кислой капустой, с фасолью, с мясом, с салом. На столы ставилась закуска: заливная маринованная рыба, фаршированный сладкий перец, селёдка и холодное.

Особой любовью у кубанцев пользовалась рыба. Казаки знали, какая рыба в каком виде наиболее вкусна, поэтому сома варили, красную рыбу, шамайку и рыбца солили, и, конечно же, стол богат был жареной рыбой. Своеобразным показателем достатка в доме было присутствие на столе сала. Если не было сала, то про такого хозяина говорили: «Це бедный». А если было много: «Там сало було, та в четвырть утовщкы!» В соседстве находились самовар, графин вишнёвки и чекушки водки. Вишнёвку готовили сами, а водку покупали. Казаки не были пьяницами: замеченных в пьянстве и дебоше на первый раз предупреждали, а если проступок повторялся, виновного пороли при всём сходе, и он надолго лишался уважения.

«На покой» молодых провожали песнями, шутливыми пожеланиями. У невесты был уже другой головной убор: закрученные на затылке в тугой узел волосы, спрятанные в шлычку — символ замужней женщины. При надевании шлычки невеста по традиции трижды снимала её и бросала на пол, как бы в последний раз сопротивляясь замужеству, а затем уже «покорялась». Второй день свадьбы начинался с проверки «честности» невесты: гостям выносили и показывали простыню на которой спали молодые, или рубаху молодой. Всенародное оглашение «честности» или «нечестности» невесты было вызвано необходимостью — заботой казачьего общества о нравственном здоровье семьи, являлось стимулом для подрастающих невест, которые должны были стремиться заслужить уважение подруг, родителей, стариков. «Честную» невесту утром наряжали в красное платье, гостям ставили вареники с калиной, прикрепляли им на одежду цветы. Но уже если уличали молодую в «нечестности», позор падал на голову её родителей. Им преподносили солёный, перченый кабак, чуть припеченные в печи, надевали хомут и гоняли по улицам, стегали арапником на глазах у всех.

После проверки начиналось застолье, но уже у родителей невесты. Положено было бить горшки на животе свекрови, катать в корыте родителей жениха, сваливать их в речку, затем купать и переодевать в специально купленное бельё посмешнее: длинные портки, ночные рубашки. Доставалась и гостям: у них «крали» кур, замазывали ночью окна известью, качали на ряднине. Но во всём этом не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее блага человека и общества. Старинные обряды намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены специальные песни, отдельные слова, предметы, одежда. Полновластными хозяевами второго дня свадьбы становились ряженые. Рядились в жениха и невесту, рыбаков, цыган, животных. Заканчивалась свадьба тем, что ряженые, наловили кур по дворам участников гуляния, варили на костре куриную лапшу. Это называлось «тушить свадьбу».

Общественное значение имели и другие обряды жизненного цикла: родильные, имянаречения, крестины, проводы на службу и похороны.

 Годовой круг календарных праздников у кубанских казаков начинался «богатой кутьей» — так называли вечера накануне Рождества с обильным праздничным ужином. С «утренней звезды» и до колокольнего звона, оповещавшего об обедне, группы мальчиков, парней и взрослых казаков ходили по дворам и славили Христа, исполняя специальные песнопения: «Многая лета», «Рождество Твоё, Христе, Боже наш». С собой носили «звезду», сделанную из сита и прутьев, обклеенных бумагой, со вставленной внутрь зажжённой свечой. Участников христославления одаривали. Следующий момент рождественского праздника было колядование. Колядовщики — в основном девочки, девушки и замужние женщины — собирались группами и в сопровождении «поводыря» ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения исполняли специальные песни — колядки: «Коляд-коляд, колядын, а я в батька одын», «Коляду, коляду, пошла Маша по льду…», «На Кубани, на Ердани». Колядовщиков одаривали хлебом, сладостями, салом, а реже — мелкими деньгами. Вечер накануне Нового года называли «щедренным вечером». После ужина с варениками и домашней колбасой звучали щедровки. При щедровании исполнялись в основном те же песни, что и при колядовании с добавлением после каждого куплета: «Щедрый вэчир, добрый вэчир, добрым людям на здоровия!» Первый день нового года мальчики посевали. С сумками через плечо или набив в карманы семечек, гороха, пшеницы, они ходили по домам и, войдя в хату, бросали зерно в передний угол, к иконам, приговаривая:
 Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Здравствуйте, хозяин с хозяычкой,

С Новым годом. С праздничком.
Этот обычай имел связь с древней магией плодородия и был основан на представлении о том, что от первого новогоднего дня зависят благополучие и удача в течении нового года. На улицах можно было увидеть ряженных в медведя, журавля, кобылу, козу с «дедами-поводырями». Заканчивались зимние святки Крещением (5, 6 января). Глава семьи приглашал к столу Мороза: «Морозэ, Морозэ! Иды до нас вэчэряты! Ты не позаморозь наших тыляточок, лошадочок, ягняточок, поросяточок, куряточок!». После ужина все выбегали во двор, колотить по изгороди лопатами и мётлами, стрелять из ружья, провожая тем самым Кутью.

Главной частью Крещения было водосвятие на рассвете. Во льду прорубали в форме креста прорубь, воду в которой святил батюшка. В проруби купались те, кто болел хроническими заболеваниями, поскольку крещенская вода считалась испытанным лечебным средством. На протяжении всех Святок, особенно в ночь на Рождество, Новый год и Крещение. устраивались гадания на погоду, на урожай, о замужестве. На период святок вводился запрет на любые виды работ, кроме необходимых по хозяйству… Время это предназначалось для отдыха и развлечений, взаимных визитов, катание на коньках и санках, игра в снежки, гуляний. Особенной популярностью пользовались кулачные бои, когда на льду в определённом месте станицы сходился край на край. В поединках было задействовано всё мужское население, начиная с семилетних мальчиков, которые принимали участие в зачине боя, и заканчивая стариками. Единоборство происходили по правилам, которые строго соблюдались.
Казачьи песни. Все основные песенные жанры — историческая песня, бытовая, календарная — были известны на Кубани. В этих памятниках народного творчества отражены нелёгкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания, понимания того, что жизнь каждого отдельного казака имеет высший смысл только тогда, когда она связана с прошлыми и будущими поколениями.

Своеобразным были трудовые песни — «полильни», или «стэпови», которые исполнялись во время жатвы и прополки. Много пели шуточных, хороводных, плясовых и игровых песен, но особенно любили казаки протяжённые лирические песни, в которых очень выразительны мотивы тоски по дому. Из танцев были распространены наурский и лезгинка, которые исполнялись и на черкесский и на казачий манер. В этих танцах по примеру горцев использовались кинжалы. Оригинальными танцами были казачий вальс «Пара за парой» и «Шамиль».
Кубанские пословицы и поговорки полны житейской мудрости: «Кто казачит, а кто и батрачит», «Жизнь собачья, а слава казачья», «Для милого казаченька и семь вёрст не околица» и т.п.

Эти и многие другие составляющие традиционной духовной культуры кубанского казачества сохранились благодаря преемственности между старшими и младшими поколениями.
В XIX и начале XX века на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытых четырёхскатными соломенными или камышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными карнизами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских станицах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливались коньки. В восточных районах края во второй половине XIXначала XX века широко распространились и круглые дома. Их строили рублёными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», — деревянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованные деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего проживания, однако испытало на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили лёгкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надевали атласные бешметы, оправленные серебром, опойковые со скрипом сапог, суконные форменные штаны, перепоясывались ременным поясом с серебряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, ходили в бешметах. Зимней одеждой у них служили шубы-кожухи с глубоким запахом, с небольшим воротником из дублённых белых и чёрных овчин и стёганные на вате бешметы.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX века. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей — шёлка, шерсти, бархата, ситца. Кофты были разнообразных фасонов: приталенные по бёдрам, с оборкой-басочкой; рукав длинный, у плеча гладкий и сильно присборенный с пухлями, на высоких или узких манжетах; воротник — стойка или вырезанный по объёму шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками. гарусом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса, из четырех-семи полос, каждая ширина до метра. Юбка внизу украшалась кружевом. оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принадлежностью женского костюма была нижняя юбка — «спидница».

Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатеринодар оставался центром общественно-политической, культурной жизни. Всё большую роль начинают играть местные культурные центры: Новороссийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них вырастали просветительские и общественные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культурному общению. Получило развитие музыкальная и театральная жизнь. издавались новые газеты и журналы. С 1860 года, после окончания Кавказской войны, была сформирована сеть учебных заведений, в результате общественной инициативы появились библиотеки. начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки. географы.

В заключении следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональным регионом, в котором сочетались культурные традиции различных народов.

Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс развития дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более интенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойке в среде горцев стала система городских школ, предоставление возможности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, культурное взаимодействие в дореволюционный период привело к формированию начал духовной общности кубанского казачества.

5 294 Комментарии

  1. KelFogs

    Isotretinoin Amnesteem Skin Health Medicine On Line Cephalexin Veterinarian canadian cialis Zithromax Pediatric Dosing Chart

  2. KelFogs

    Viagra Preiswert Bestellen Viagra Levitra Cialis Online buy generic cialis Uso Cialis Come Cura 400 Mg Metronidazole No Prescription

  3. KelFogs

    Cialis Apotheke Kaufen Antiphospholipid Syndrome Amoxicillin Precio Proscar Propecia bayer generic generic levitra 100mg Viagra Pharmacy Prices

  4. KelFogs

    Viagra Apotheke Kosten Rayhealthcare

  5. Eyevef
  6. Eyevef
  7. Kiavef
  8. Jasonvef
  9. Denvef
  10. Eyevef
  11. Kiavef
  12. Jasonvef
  13. Eyevef
  14. KelFogs

    Priligy Generique cialis for sale Order Amoxil

  15. Janevef
  16. Kimvef
  17. Evavef
  18. Kimvef
  19. Kiavef
  20. Evavef
  21. Kimvef
  22. Lisavef
  23. Janevef
  24. Kimvef
  25. Amyvef
  26. Kimvef
  27. Janevef
  28. Lisavef
  29. Kimvef
  30. Evavef
  31. Kimvef
  32. Kimvef
  33. Janevef
  34. Evavef
  35. Kimvef
  36. Kiavef
  37. Lisavef
  38. Kimvef
  39. Kimvef
  40. Amyvef
  41. Kiavef
  42. Evavef
  43. Evavef
  44. Kimvef
  45. Janevef
  46. Amyvef
  47. Lisavef
  48. Kiavef
  49. Kimvef
  50. Kimvef
  51. Kimvef
  52. Kimvef
  53. Janevef
  54. Amyvef
  55. Janevef
  56. Evavef
  57. Lisavef
  58. Kiavef
  59. Kimvef
  60. Amyvef
  61. Amyvef
  62. Kimvef
  63. Lisavef
  64. Janevef
  65. Kimvef
  66. Kimvef
  67. Evavef
  68. Lisavef
  69. Amyvef
  70. Evavef
  71. Kiavef
  72. Kimvef
  73. Kimvef
  74. Kimvef
  75. Janevef
  76. Kimvef
  77. Kimvef
  78. Evavef
  79. Pay Day Loans
  80. Kiavef
  81. Evavef
  82. Kimvef
  83. Kimvef
  84. Lisavef
  85. Janevef
  86. Kimvef
  87. Evavef
  88. Pay Day Loan
  89. Kiavef
  90. Kimvef
  91. Kimvef
  92. Janevef
  93. Janevef
  94. Lisavef
  95. Evavef
  96. Kimvef
  97. Amyvef
  98. Amyvef
  99. Lisavef
  100. Kimvef
  101. Kiavef
  102. Janevef
  103. Kimvef
  104. Evavef
  105. Kimvef
  106. Amyvef
  107. Kiavef
  108. Lisavef
  109. Amyvef
  110. Evavef
  111. Kiavef
  112. Janevef
  113. Lisavef
  114. Kimvef
  115. Kimvef
  116. Kimvef
  117. Lisavef
  118. Amyvef
  119. Evavef
  120. Kiavef
  121. Kimvef
  122. Kimvef
  123. Janevef
  124. Kimvef
  125. Amyvef
  126. Kimvef
  127. Evavef
  128. Payday Loans
  129. Evavef
  130. Kiavef
  131. Amyvef
  132. Evavef
  133. Kimvef
  134. Amyvef
  135. Janevef
  136. Kimvef
  137. Lisavef
  138. Speedy Cash
  139. Kimvef
  140. Kiavef
  141. Kimvef
  142. Kimvef
  143. Kimvef
  144. Kimvef
  145. Janevef
  146. Evavef
  147. Lisavef
  148. Kimvef
  149. Amyvef
  150. Lisavef
  151. Kiavef
  152. Kimvef
  153. Kimvef
  154. Evavef
  155. Kimvef
  156. Kimvef
  157. Amyvef
  158. Kiavef
  159. Kimvef
  160. Janevef
  161. Lisavef
  162. Evavef
  163. Evavef
  164. Lisavef
  165. Kimvef
  166. Amyvef
  167. Kimvef
  168. Direct Lenders
  169. Evavef
  170. Kiavef
  171. Kimvef
  172. Amyvef
  173. Janevef
  174. Lisavef
  175. Kimvef
  176. Kimvef
  177. Amyvef
  178. Kiavef
  179. Amyvef
  180. Kiavef
  181. Evavef
  182. Kimvef
  183. Payday
  184. Kiavef
  185. Kimvef
  186. Janevef
  187. Amyvef
  188. Janevef
  189. Kiavef
  190. Kimvef
  191. Evavef
  192. Janevef
  193. Kimvef
  194. Lisavef
  195. Kimvef
  196. Janevef
  197. Evavef
  198. Online Loans
  199. Get A Loan
  200. Lisavef
  201. Speedycash
  202. Loan
  203. Kimvef
  204. Amyvef
  205. Evavef
  206. Amyvef
  207. Janevef
  208. Evavef
  209. Kimvef
  210. Money Loan
  211. Lisavef
  212. Evavef
  213. Kimvef
  214. Kiavef
  215. Janevef
  216. Evavef
  217. Janevef
  218. Lisavef
  219. Kiavef
  220. Paydayloan
  221. Evavef
  222. Amyvef
  223. Kimvef
  224. Amyvef
  225. Evavef
  226. Janevef
  227. Lisavef
  228. Janevef
  229. Amyvef
  230. Kimvef
  231. Evavef
  232. Janevef
  233. Evavef
  234. Kiavef
  235. Quick Loan
  236. Kimvef
  237. Lisavef
  238. Kiavef
  239. Evavef
  240. Kimvef
  241. Janevef
  242. Kimvef
  243. Amyvef
  244. Evavef
  245. Kimvef
  246. Janevef
  247. Kiavef
  248. Evavef
  249. Kiavef
  250. Kimvef
  251. Lisavef
  252. Kimvef
  253. Evavef
  254. Janevef
  255. Kiavef
  256. Kimvef
  257. Kimvef
  258. Kimvef
  259. Evavef
  260. Janevef
  261. Teovef
  262. Amyvef
  263. Kimvef
  264. Amyvef
  265. Evavef
  266. Evavef
  267. Lisavef
  268. Amyvef
  269. Kimvef
  270. Janevef
  271. Janevef
  272. Kimvef
  273. Kiavef
  274. Wimvef
  275. Lisavef
  276. Kimvef
  277. Evavef
  278. Janevef
  279. Janevef
  280. Teovef
  281. Janevef
  282. Amyvef
  283. Kiavef
  284. Evavef
  285. Janevef
  286. Kimvef
  287. Kiavef
  288. Janevef
  289. Kimvef
  290. Teovef
  291. Lisavef
  292. Evavef
  293. Lisavef
  294. Teovef
  295. Amyvef
  296. Kiavef
  297. Janevef
  298. Lisavef
  299. Evavef
  300. Teovef
  301. Kimvef
  302. Janevef
  303. Lisavef
  304. Evavef
  305. Kimvef
  306. Teovef
  307. Kimvef
  308. Janevef
  309. Kiavef
  310. Evavef
  311. Amyvef
  312. Teovef
  313. Kiavef
  314. Lisavef
  315. Evavef
  316. Lisavef
  317. Teovef
  318. Kimvef
  319. Evavef
  320. Lisavef
  321. Kiavef
  322. Kimvef
  323. Janevef
  324. Kiavef
  325. Evavef
  326. Lisavef
  327. Kimvef
  328. Janevef
  329. Janevef
  330. Kimvef
  331. Evavef
  332. Kimvef
  333. Lisavef
  334. Amyvef
  335. Kimvef
  336. Evavef
  337. Kimvef
  338. Evavef
  339. Amyvef
  340. Lisavef
  341. Kiavef
  342. Evavef
  343. Evavef
  344. Kimvef
  345. Janevef
  346. Lisavef
  347. Kimvef
  348. Janevef
  349. Lisavef
  350. Kiavef
  351. Evavef
  352. Amyvef
  353. Lisavef
  354. Evavef
  355. Kimvef
  356. Evavef
  357. Kiavef
  358. Janevef
  359. Lisavef
  360. Kimvef
  361. Evavef
  362. Janevef
  363. Kimvef
  364. Amyvef
  365. Kimvef
  366. Amyvef
  367. Kimvef
  368. Kiavef
  369. Lisavef
  370. Amyvef
  371. Evavef
  372. Kiavef
  373. Kiavef
  374. Lisavef
  375. Amyvef
  376. Janevef
  377. Amyvef
  378. Lisavef
  379. Kiavef
  380. Janevef
  381. Evavef
  382. Evavef
  383. Kiavef
  384. Kimvef
  385. Kimvef
  386. Amyvef
  387. Amyvef
  388. Kimvef
  389. Janevef
  390. Lisavef
  391. Janevef
  392. Kimvef
  393. Amyvef
  394. Lisavef
  395. Kimvef
  396. Kiavef
  397. Amyvef
  398. Lisavef
  399. Amyvef
  400. Kiavef
  401. Lisavef
  402. Amyvef
  403. Kimvef
  404. Lisavef
  405. Amyvef
  406. Kiavef
  407. Lisavef
  408. Kimvef
  409. Kimvef
  410. Janevef
  411. Lisavef
  412. Kimvef
  413. Lisavef
  414. Kimvef
  415. Amyvef
  416. Kimvef
  417. Amyvef
  418. Kimvef
  419. Kimvef
  420. Amyvef
  421. Kimvef
  422. Kimvef
  423. Amyvef
  424. Amyvef
  425. Kimvef
  426. Amyvef
  427. Kimvef
  428. Amyvef
  429. Kimvef
  430. Kimvef
  431. Kimvef
  432. Amyvef
  433. Amyvef
  434. Kimvef
  435. Kiavef
  436. Kimvef
  437. Evavef
  438. Kimvef