Лекция
Культура кубанского казачества
Разработала Юсупова Ж.А.
- Духовное наследие кубанского казачества Семейные праздники и обрядыХозяйственное благополучие молодых День свадьбы Годовой круг календарных праздников у кубанских казаков Казачьи песни Кубанские пословицы и поговоркиОдежда казаков Традиционный женский костюм
Духовное наследие кубанского казачества Семейные праздники и обряды. Хозяйственное благополучие молодых. День свадьбы Годовой круг календарных праздников у кубанских казаков. Казачьи песни Кубанские пословицы и поговорки Одежда казаков Традиционный женский костюм
1.Культура кубанского казачества
Разнообразием и богатством отличалась традиционная народная культура Кубани второй половины XIX начала XX века. Ёё своеобразие проявилось в устройстве поселений и жилищ, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах и во многом другом.
Духовное наследие кубанского казачества было самобытным и оригинальным. Оно совмещало южнорусскую и украинскую традиции. Характеризуя кубанских казаков, дореволюционные источники сообщали: «Отличаются трудолюбием, честностью, общительностью, но лучшая черта у них — радушие в принятии странных»; «характера преимущественно тихого и доброго, склонны более к храбрости в военных действиях и джигитовке».
Все заметные события духовной жизни кубанских казаков были так или иначе связаны с православной верой. Напутственным молебном кубанцев провожали на службу и благодарственным — встречали. Екатеринодарские храмы были полны таких даров. Православие делило календарное время на трудовое и празднично-ритуальное, определяя тем самым ритм жизни. «Знают (казаки) о происхождении религии от Иисуса Христа, — говорилось в одном из старых документов. — Некоторые знают о Вселенских соборах. Многие понимают и знают значение Вечерни, Утрени и Литургии. Прекрасно и со вниманием читают молитвы не только пожилые, но и малолетки, как, например: Царю небесный, Отче наш, Верую и Помилую мя, Боже, и прочее».
Хранителем обычаев выступали старики. Не занимая никаких официальных должностей, они всегда играли огромную роль в формировании общественного мнения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, при них казаки строевых возрастов стояли по стойке «смирно», нестроевых возрастов и без формы — сняв шапки. К старшим обращались только «на вы». Благодаря устной традиции передач информации от деда к отцу, от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру. Также поступали казаки, когда хотели сохранить память о каком-нибудь знаменательном событии своей истории. На войсковые празднества, сходы и другие важные мероприятия, проходившие в Екатеринодаре, непременно приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, по два — три человека от каждого, с тем чтобы эти события были запечатлены в их детском сознании. Со временем эти мальчишки становились отцами и передавали всё увиденное своим детям. Те впоследствии доносили услышанное до своих детей. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей истории и культуры.
^ Семейные праздники и обряды имели большое общественное значение и служили своего рода демонстрацией того, как семья выполняет свои обязанности перед казачьей общиной. Большинство свадеб справляли осенью, после окончания жатвы. Казак старался сам себе отыскать невесту — ровню по социальному и материальному положении. Но до революции без воли родителей женились редко. Перед тем как начать сватовство, интересовались материальным достатком и репутацией семьи невесты, возрастом и трудолюбием невесты. Один из современников писал, что родители «по косточкам разберут будущую родню: восходящую до прадедушки с бабушкой и боковую до троюродной тётки и дяди, не только в нравственном, но и в физическом отношении». Юношу старались женить до военной службы, в возрасте 18-19 лет, девушек выдавали замуж в 17-18 лет. Сватовство было длительной и сложной процедурой, служило основным испытанием для жениха. Поэтому в «старосты» (сваты) жених старался взять человека побойчее, поязыкастее. «Старосты» шли к дому невесты вечером, стараясь не привлекать внимание, чтобы «не сглазили». Но обычно всей улице уже было известно, куда они идут. После положительного ответа родителей девушка разрезала принесённый сватами каравай хлеба, символически отделяя себя от родной семьи. Родители при этом говорили: «Тэпэрь ты, дочка, ны наша. Будэтэ приходыть к нам тико в гости». Возвращались сваты не таясь, громко распевая песни, чтобы все знали что сватовство удалось.
Хозяйственное благополучие молодых было едва ли не главной заботой старшего поколения. Поэтому, не полагаясь на слово сватов и родни жениха, родители невесты ходили на «разглядины»: своими глазами посмотреть на дом жениха и решить, хорошо ли в нём будет новой хозяйке. Самыми насыщёнными перед свадьбой были последние 3-4 дня. Но здесь не было беготни, суеты, нервного напряжения. Веками было отшлифовано время совершения того или иного обряда: в среду-четверг пекли свадебные хлебы, в пятницу невеста со старшей дружкой, обычно лучшей подругой, шла приглашать гостей на свадьбу, в субботу устраивалось «вэчэрэнка». Предсвадебный день также определялся обычаем нести жениху сшитую невестой рубашку, которую придирчиво осматривали мать и сёстры жениха. Это был как бы последней хозяйственный экзамен будущей жене.
День свадьбы начинался, едва занималась заря. Сидя возле окна, девушка причитала, оплакивая свою девичью жизнь. Дружки начинали готовить невесту к приезду жениха, «плоили» волосы, выпуская на лоб мелкие кудри, заплетали косу, покрывали волосы фатой. Невесту наряжали в «парочку» — юбку и кофту светлых тонов, с мелким рисунком — либо в розовое, голубое или бежевое платье. Все приготовления заканчивались, когда за окном слышались выстрелы, топот коней, звон колокольчиков и во двор въезжали всадники в казачьей форме и тройки, украшенные лентами и цветами. Начиналось одно из самых напряжённых свадебных представлений — выкуп невесты. Затем невесту благословляли иконой и хлебом, дружок связывал руки жениха и невесты платочком и выводил их за ворота к повозке — ехать к венцу. И в церкви во время венчания надо было не забыть соблюсти обычай.
После венчания вся свадьба направлялась в дом жениха, где гостей ждали накрытые столы. Заслышав издалека звон бубенцов, мать и отец жениха с хлебом-солью и иконой выходили на порог. После того как молодых осыпали конфетами, хмелем и мелкими деньгами, которые тут же бросались ловить и подбирать ребятишки все присутствующие, они становились на вывернутую мехом наружу шубу и принимали от родителей хлеб-соль. Благословив их, отец с матерью
По обычаю свадебный стол накрывался в двух комнатах — у жениха и невесты. За ним могли присутствовать только женатые люди. Сначала подавали пирожки с творогом, которые ели, макая в сметану, затем появлялись борщ, лапша, жареное или тушёное мясо, молочные каши и пироги. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было связано не только со старанием, с которым казачки готовили еду, но и с различными кулинарными приёмами, среди которых выделялось умение делать зажарку. Некоторые и вовсе обходились без неё, другие на подсолнечном масле пережаривали лук, морковь и свеклу. Борщ варили со свежей и кислой капустой, с фасолью, с мясом, с салом. На столы ставилась закуска: заливная маринованная рыба, фаршированный сладкий перец, селёдка и холодное.
Особой любовью у кубанцев пользовалась рыба. Казаки знали, какая рыба в каком виде наиболее вкусна, поэтому сома варили, красную рыбу, шамайку и рыбца солили, и, конечно же, стол богат был жареной рыбой. Своеобразным показателем достатка в доме было присутствие на столе сала. Если не было сала, то про такого хозяина говорили: «Це бедный». А если было много: «Там сало було, та в четвырть утовщкы!» В соседстве находились самовар, графин вишнёвки и чекушки водки. Вишнёвку готовили сами, а водку покупали. Казаки не были пьяницами: замеченных в пьянстве и дебоше на первый раз предупреждали, а если проступок повторялся, виновного пороли при всём сходе, и он надолго лишался уважения.
«На покой» молодых провожали песнями, шутливыми пожеланиями. У невесты был уже другой головной убор: закрученные на затылке в тугой узел волосы, спрятанные в шлычку — символ замужней женщины. При надевании шлычки невеста по традиции трижды снимала её и бросала на пол, как бы в последний раз сопротивляясь замужеству, а затем уже «покорялась». Второй день свадьбы начинался с проверки «честности» невесты: гостям выносили и показывали простыню на которой спали молодые, или рубаху молодой. Всенародное оглашение «честности» или «нечестности» невесты было вызвано необходимостью — заботой казачьего общества о нравственном здоровье семьи, являлось стимулом для подрастающих невест, которые должны были стремиться заслужить уважение подруг, родителей, стариков. «Честную» невесту утром наряжали в красное платье, гостям ставили вареники с калиной, прикрепляли им на одежду цветы. Но уже если уличали молодую в «нечестности», позор падал на голову её родителей. Им преподносили солёный, перченый кабак, чуть припеченные в печи, надевали хомут и гоняли по улицам, стегали арапником на глазах у всех.
После проверки начиналось застолье, но уже у родителей невесты. Положено было бить горшки на животе свекрови, катать в корыте родителей жениха, сваливать их в речку, затем купать и переодевать в специально купленное бельё посмешнее: длинные портки, ночные рубашки. Доставалась и гостям: у них «крали» кур, замазывали ночью окна известью, качали на ряднине. Но во всём этом не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее блага человека и общества. Старинные обряды намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены специальные песни, отдельные слова, предметы, одежда. Полновластными хозяевами второго дня свадьбы становились ряженые. Рядились в жениха и невесту, рыбаков, цыган, животных. Заканчивалась свадьба тем, что ряженые, наловили кур по дворам участников гуляния, варили на костре куриную лапшу. Это называлось «тушить свадьбу».
Общественное значение имели и другие обряды жизненного цикла: родильные, имянаречения, крестины, проводы на службу и похороны.
Годовой круг календарных праздников у кубанских казаков начинался «богатой кутьей» — так называли вечера накануне Рождества с обильным праздничным ужином. С «утренней звезды» и до колокольнего звона, оповещавшего об обедне, группы мальчиков, парней и взрослых казаков ходили по дворам и славили Христа, исполняя специальные песнопения: «Многая лета», «Рождество Твоё, Христе, Боже наш». С собой носили «звезду», сделанную из сита и прутьев, обклеенных бумагой, со вставленной внутрь зажжённой свечой. Участников христославления одаривали. Следующий момент рождественского праздника было колядование. Колядовщики — в основном девочки, девушки и замужние женщины — собирались группами и в сопровождении «поводыря» ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения исполняли специальные песни — колядки: «Коляд-коляд, колядын, а я в батька одын», «Коляду, коляду, пошла Маша по льду…», «На Кубани, на Ердани». Колядовщиков одаривали хлебом, сладостями, салом, а реже — мелкими деньгами. Вечер накануне Нового года называли «щедренным вечером». После ужина с варениками и домашней колбасой звучали щедровки. При щедровании исполнялись в основном те же песни, что и при колядовании с добавлением после каждого куплета: «Щедрый вэчир, добрый вэчир, добрым людям на здоровия!» Первый день нового года мальчики посевали. С сумками через плечо или набив в карманы семечек, гороха, пшеницы, они ходили по домам и, войдя в хату, бросали зерно в передний угол, к иконам, приговаривая:
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Здравствуйте, хозяин с хозяычкой,
С Новым годом. С праздничком.
Этот обычай имел связь с древней магией плодородия и был основан на представлении о том, что от первого новогоднего дня зависят благополучие и удача в течении нового года. На улицах можно было увидеть ряженных в медведя, журавля, кобылу, козу с «дедами-поводырями». Заканчивались зимние святки Крещением (5, 6 января). Глава семьи приглашал к столу Мороза: «Морозэ, Морозэ! Иды до нас вэчэряты! Ты не позаморозь наших тыляточок, лошадочок, ягняточок, поросяточок, куряточок!». После ужина все выбегали во двор, колотить по изгороди лопатами и мётлами, стрелять из ружья, провожая тем самым Кутью.
Главной частью Крещения было водосвятие на рассвете. Во льду прорубали в форме креста прорубь, воду в которой святил батюшка. В проруби купались те, кто болел хроническими заболеваниями, поскольку крещенская вода считалась испытанным лечебным средством. На протяжении всех Святок, особенно в ночь на Рождество, Новый год и Крещение. устраивались гадания на погоду, на урожай, о замужестве. На период святок вводился запрет на любые виды работ, кроме необходимых по хозяйству… Время это предназначалось для отдыха и развлечений, взаимных визитов, катание на коньках и санках, игра в снежки, гуляний. Особенной популярностью пользовались кулачные бои, когда на льду в определённом месте станицы сходился край на край. В поединках было задействовано всё мужское население, начиная с семилетних мальчиков, которые принимали участие в зачине боя, и заканчивая стариками. Единоборство происходили по правилам, которые строго соблюдались.
Казачьи песни. Все основные песенные жанры — историческая песня, бытовая, календарная — были известны на Кубани. В этих памятниках народного творчества отражены нелёгкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания, понимания того, что жизнь каждого отдельного казака имеет высший смысл только тогда, когда она связана с прошлыми и будущими поколениями.
Своеобразным были трудовые песни — «полильни», или «стэпови», которые исполнялись во время жатвы и прополки. Много пели шуточных, хороводных, плясовых и игровых песен, но особенно любили казаки протяжённые лирические песни, в которых очень выразительны мотивы тоски по дому. Из танцев были распространены наурский и лезгинка, которые исполнялись и на черкесский и на казачий манер. В этих танцах по примеру горцев использовались кинжалы. Оригинальными танцами были казачий вальс «Пара за парой» и «Шамиль».
Кубанские пословицы и поговорки полны житейской мудрости: «Кто казачит, а кто и батрачит», «Жизнь собачья, а слава казачья», «Для милого казаченька и семь вёрст не околица» и т.п.
Эти и многие другие составляющие традиционной духовной культуры кубанского казачества сохранились благодаря преемственности между старшими и младшими поколениями.
В XIX и начале XX века на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытых четырёхскатными соломенными или камышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными карнизами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских станицах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливались коньки. В восточных районах края во второй половине XIXначала XX века широко распространились и круглые дома. Их строили рублёными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.
В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», — деревянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованные деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам.
Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего проживания, однако испытало на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили лёгкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надевали атласные бешметы, оправленные серебром, опойковые со скрипом сапог, суконные форменные штаны, перепоясывались ременным поясом с серебряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, ходили в бешметах. Зимней одеждой у них служили шубы-кожухи с глубоким запахом, с небольшим воротником из дублённых белых и чёрных овчин и стёганные на вате бешметы.
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX века. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей — шёлка, шерсти, бархата, ситца. Кофты были разнообразных фасонов: приталенные по бёдрам, с оборкой-басочкой; рукав длинный, у плеча гладкий и сильно присборенный с пухлями, на высоких или узких манжетах; воротник — стойка или вырезанный по объёму шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками. гарусом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса, из четырех-семи полос, каждая ширина до метра. Юбка внизу украшалась кружевом. оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принадлежностью женского костюма была нижняя юбка — «спидница».
Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатеринодар оставался центром общественно-политической, культурной жизни. Всё большую роль начинают играть местные культурные центры: Новороссийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них вырастали просветительские и общественные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культурному общению. Получило развитие музыкальная и театральная жизнь. издавались новые газеты и журналы. С 1860 года, после окончания Кавказской войны, была сформирована сеть учебных заведений, в результате общественной инициативы появились библиотеки. начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки. географы.
В заключении следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональным регионом, в котором сочетались культурные традиции различных народов.
Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс развития дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более интенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойке в среде горцев стала система городских школ, предоставление возможности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, культурное взаимодействие в дореволюционный период привело к формированию начал духовной общности кубанского казачества.
Isotretinoin Amnesteem Skin Health Medicine On Line Cephalexin Veterinarian canadian cialis Zithromax Pediatric Dosing Chart
Viagra Preiswert Bestellen Viagra Levitra Cialis Online buy generic cialis Uso Cialis Come Cura 400 Mg Metronidazole No Prescription
Cialis Apotheke Kaufen Antiphospholipid Syndrome Amoxicillin Precio Proscar Propecia bayer generic generic levitra 100mg Viagra Pharmacy Prices
Viagra Apotheke Kosten Rayhealthcare
where to buy kamagra
kamagra jelly usa
kamagra
buy kamagra online
kamagra 50 mg
kamagra
kamagra 50mg
kamagra 50mg
kamagra
Priligy Generique cialis for sale Order Amoxil
tadalafil generic
lisinopril generic
advair
tadacip
usa fast cash
hydrochlorothiazide 25mg tablets
generic for proscar
colchicine 0.6 mg tablets
indocin
cheap diflucan online
azithromycin
paxil
indocin 50 mg
buy prednisone
tadalafil
dapoxetine buy
sildenafil citrate 50mg
no fax payday loans
prednisone 20mg by mail without prescription
cipro
lisinopril
diflucan
allopurinol
tadalafil over the counter
buy allopurinol online
proscar online
sildenafil citrate
elimite buy
kamagra
vibramycin 100 mg
fluoxetine
home loans available
buy fluoxetine online
where to buy diflucan
payday advance lenders
generic zoloft cost
tadalafil 20mg
doxycycline
clomid
generic for cialis
health first insurance
sertraline zoloft
tadalafil 20 mg
prednisone
kamagra 100mg
where to buy proscar
viagra sildenafil citrate
cialis
proscar buy
where can i buy prednisone online
zoloft
allopurinol buy
buy elimite
auto pre approval
personal essay
tadalafil
where to buy arimidex online
where to buy elimite
cialis
metformin
tadalafil
purchase sildenafil
allopurinol
20mg fluoxetine
cipro.com
buy kamagra
clomid
tadalafil for sale
kamagra
kamagra online
propecia
purchase tadalafil
azithromycin tablets 250 mg
proscar generic
propecia
zoloft generic cost
direct payday lenders
prednisone
purchase amoxicillin
can i buy viagra over the counter
tadalafil 20
tadalafil cost
elimite
sildenafil
dapoxetine for sale
kamagra
sildenafil citrate 100mg pills
cheap propecia generic
proscar
lisinopril
best loan
buy ciprofloxacin online cheap without a prescription
diflucan
kamagra
cialis without a rx
buy prednisone
metformin hcl 500 mg
generic for cialis
clomid
kamagra chewable
allopurinol buy no prescription
tadalafil india
writing speech
order arimidex online
kamagra
fluoxetine 20 mg
doxy 200
zoloft medication
no teletrack direct lenders
quick personal loans
canada cialis generic
zoloft generic cost
buy cialis cheap
generic sildenafil citrate 100mg
sildenafil citrate
proscar
buy elimite online
fluoxetine hcl 20 mg capsules
buy cheap tadalafil
tadalafil
order arimidex online
sildenafil citrate 50mg
where can i buy arimidex
metformin hcl 500 mg
500 mg amoxicillin
tadalafil price
cipro
fluoxetine hydrochloride
clomid
cheap metaformin
fluoxetine
buy finasteride no rx
order sildenafil online
atarax 25 mg tablets
cheap strattera
atarax
lisinopril
estrace
prednisone
50 mg atarax
accutane
retin a
buy retin a
sildenafil
sildenafil 50 mg
bad credit loan
buy lexapro cheap
cialis tadalafil
atomoxetine cost
trazodone medication
buy tadalafil online
centennial mortgage
strattera
unsecured personal loans for bad credit
sildenafil
arimidex buy online
atomoxetine cost
where can i buy elimite
levitra prices
tretinoin cream buy
permethrin cream for sale
buy generic levitra online
i need a loan
advair
buy levitra 20 mg
diflucan
accutane
buy lisinopril
atomoxetine
lisinopril
sildenafil
cheap propecia canada
cheap advair online
loans direct
viagra pills
strattera cost
tadalafil
viagra online sales
best payday loans
propecia
buy lisinopril
elimite online
propecia
online lexapro
lexapro 10 mg
buy generic cipro
tadalafil cialis
propecia
buy lexapro
trazodone 150mg
levitra 10 mg
payday loan no faxing
mortgage interest rates today
buy ciprofloraxin online
atarax 25 mg tablets
buy tretinoin
cephalexin
buy diflucan cheap
sildenafil
advair disk
pharmacy cialis
levitra
cialis pharmacy
advair diskus generic
tadalafil cialis
loans for people with bad credit
arimidex online
cephalexin 250 mg
strattera
advance cash
buy cipro without rx
rogaine propecia
doxycycline
lisinopril
buy cialis online safely
generic tadalafil
loan application
tretinoin cream
5 paragraph college essay
cash advance loan
zithromax
capital one auto loans
estrace estradiol
buy diflucan without prescription
advair diskus 250
cipro
medicare plan g
generic estrace tablets
proscar online pharmacy
american fidelity life insurance
buy cheap avodart
canada tadalafil generic
estrace
best mortgage rates canada
tretinoin 0.05 cream
avodart 5
essay help
robaxin 500 mg generic
emergency loan
buy lisinopril 10 mg
proscar online buy
arimidex 1mg australia
sildenafil 100mg coupon
zithromax tablet
wellbutrin 200 mg
accutane pills price
estrace
estrace
loans online same day
sildenafil 100mg coupon
buy arimidex
colchicine
cash loans uk
estrace 2mg cost
estrace
fluoxetine 20 mg
average cost of 10mg cialis
online payday advance
http://cashadvancefft.com/
cash advance usa
advair 125 25 mcg
zithromax 500mg online
colchicine generic price
colchicine 0.6 mg for sale
buy levitra canada
cash advance online
where to buy levitra
advance loans
loan cash
proscar medication
can i buy propecia over the counter
advance payday
cheapest accutane generic
advance loans
can i buy proscar over the counter
buy avodart canada
http://cashadvanceapr.com/
average cost of 50mg viagra
colchicine 6 mg tablet
zithromax 250 price
wellbutrin
colchicine 0.5
zithromax 250 mg
best cash advance
guarantee loan
where can i buy sildenafil
http://ybofasah.tk/
clomid
http://leadloansgriu.com/
estrace pills buy
buy estrace cream canada
where can i get viagra
zithromax 500mg price
1500 payday loan
can i buy propecia over the counter
diflucan
tadalafil
advair 250 canada
hydrochlorothiazide
dapoxetine
cipro
buy proscar canada
cialis 20mg
where to buy sildenafil in south africa
estrace 1mg tablet
pay day lenders
sildenafil
retin a from canada
online payday loans instant approval
robaxin
how to order viagra
buy levitra 10 mg
estrace cream generic purchase
buy soft viagra
ez payday loans locations
zithromax 500mg pills
buy proscar 5mg uk
colchicine
generic viagra soft tabs online
strattera
colchicine purchase
advair 250 50 mg
lexapro
buspar
colchicine 0.6 price
cash payday
viagra
cash advance payday loan
lexapro
hydrochlorothiazide 12.5 mg
best loans for bad credit
tadalafil 20mg india
wellbutrin
proscar
sildenafil generic
estrace cream medication
buy strattera online
accutane
advance payday loan
advair
levitra daily use
loans no credit check
generic robaxin 750
cheapest clomid pills
propecia prescription cost uk
loans for bad credit uk
hydrochlorothiazide
zithromax 500mg for sale
propecia over the counter
dapoxetine
sildenafil
wellbutrin 450 mg
diflucan
buy lexapro
order retin a from canada
canadian pharmacy tadalafil
order cialis generic
paxil 25 mg
direct consolidation loan
levitra drug
lexapro
can i buy viagra over the counter
dapoxetine tablets
diflucan
how to order viagra online
buy viagra over the counter
colchicine 500 mcg price
zithromax
1500 payday loan
paxil 20
buy arimidex india
retin a cream buy online
viagra
levitra
buy colchicine 0.6 mg uk
buy accutane without prescription
dapoxetine tablets buy online india
lexapro
accutane prescription online
lexapro brand name
colchicine brand name canada
wellbutrin cost generic
avodart 5
sildenafil
arimidex
cipro
cost of cialis 10mg pills
arimidex
proscar
wellbutrin 100mg
tadalafil 20mg coupon
lisinopril
tadalafil tablets 20 mg india
generic advair 2014
zithromax 250 mg
cialis
levitra
paxil 40
buy lisinopril online no prescription india
advair 250 50 mcg
estrace cream
wellbutrin
azithromycin
buy predislone tablets
lisinopril
lisinopril
generic atarax
prednisolone 40mg
permethrin topical cream over counter
acyclovir
azithromycin
motilium domperidone 10mg
buy zithromax azithromycin
prednisone 5mg
atarax
atenolol chlorthalidone
motilium for sale
seroquel without prescription
buy metfornin without prescription drugs online
celebrex
buy tretinoin cream online
tadacip
doxycycline
buy xenical
advair 500
celebrex
atenolol
atenolol price
seroquel
prednisolone without prescription
valtrex pill
prednisone
nolvadex 10
cheap kamagra
prednisolone
generic for synthroid
generic lipitor
advair
prednisone corticosteroids
elimite online
buy nolvadex online
tetracycline
buy generic cialis online
order prednisone
synthroid
online prednisolone
buying metformin online
prednisone
prednisone
celebrex generic
tadacip cipla
buy kamagra online
buy cheap lisinopril
buy indocin
tadalafil india
azithromycin
sildenafil
cialis
clomid buy
strattera generic
generic synthroid online
buy cheap sildenafil online uk
estrace pills
cialis coupons
buy cialis
medicine vermox
buy paxil no rx
can you buy tetracycline over the counter
prednisone 10mg buy online
buy levitra online
acyclovir 800 mg buy online
paxil 20 mg
estrace cream price comparisons
cialis generic over the counter
cialis 5
can you buy viagra online without a prescription
cialis 20mg
cialis
sildenafil online
paxil generic
cost for generic albuterol
tadalafil online paypal
generic viagra
buy tetracycline
where can i buy strattera online
viagra prescription
cialis 20
acyclovir 800 mg
cialis
buy levitra 100mg
how to get viagra
vardenafil 20mg price
arimidex
write me an essay
where can i buy cialis in australia
generic estrace tablets
where to get tadalafil
antabuse no prescription
need help writing a paper
writing an essay online
viagra 100mg
cialis 5mg nz
cheap essay writing service us
critical problem solving
academic paper writing services
sildalis cheap
writing papers for money
buy cialis
cialis pills uk
where to purchase viagra in australia
essay writing service
buy tadalafil online
review writing
atarax
write an analysis essay
buy viagra
estrace generic price
essay writing service
buy levitra in usa
albendazole tablet 400 mg
write an essay for me
levitra generic
write my essay for me
help me write my essay
writing college application essays
vermox over the counter canada
essay writing service
buy vermox in usa
kamagra tablets uk
write a college essay
write an essay for me
levitra price in canada
viagra no prescription
antabuse tablets price south africa
essay writing service
buy strattera
buy viagra
essay writing service
levitra
write a college essay
generic sildenafil tablets
custom essay service reviews
avodart generic cost
tadalafil uk
write an analysis essay
someone write my paper
buy levitra online
tadalafil daily 5mg
sildenafil for women
essays short
estrace estradiol
cialis 20
sildenafil 20 mg
write me an essay
sildenafil 100 mg tablet
buy synthroid 88 mcg online
buy doxycycline from canada
write my essay online
synthroid
buy tadalafil 20mg price
where to get tretinoin gel
write my essay online
suhagra 25
creative writers
help me write my essay
hugh gallagher college essay
hydrochlorothiazide 125 mg
help me to write my essay
tadalafil generic
buy prednisolone
synthroid 175 mcg price
generic viagra pills cheap
cheap 10 mg tadalafil
online assignment writing help
write an essay for me
write an analysis essay
levitra coupon
essays english
furosemide 20 mg
buy tadacip 20 mg without prescription
buy homework papers
120mg fluoxetine
buy retin a canada
tadalafil generic
dapoxetine buy online india
wellbutrin 300
prednisolone sodium phosphate
levitra medication
celebrex 200 mg
buy nolvadex online with paypal
cafergot cost
clomid over the counter nz
buy xenical 120
tadalafil 5 mg coupon
furosemide 100 mg online
buy xenical online uk
cipro
where to buy sildenafil 20mg
suhagra 500
fluoxetine 20 mg coupon
furosemide 180mg
can i buy fluoxetine online